Проект «Школа-лаборатория» на базе Лицея №130 создан Проектной группой преподавателей Лицея в тесном взаимодействии с родителями учащихся и научной общественностью Академгородка.
Скорость развития современного общества ставит новые задачи по совершенствованию всех его сфер, и прежде всего, по формированию совершенно новой системы образования подрастающих поколений. Эта задача должна решаться в тесном взаимодействии как с органами государственной власти, так и с преподавательской и научной общественностью страны, учитывать международные тенденции развития образования, а также, огромный положительный опыт существования и развития национальной системы образования.
Если перед страной ставятся задачи выхода в лидеры технологического рынка новой, наукоёмкой продукции, которая была бы конкурентоспособной, то задача подготовки грамотных, быстро адаптирующихся к изменениям кадров для производства такой продукции, является базовой для нашей страны. Это прекрасно видно из анализа имеющихся тенденций в развитии таких стран, технологических лидеров, как США, Япония, Германия, Китай, Южная Корея, Индия.
Именно юные представители стран «технологического прорыва» всё чаще лидируют на международных олимпиадах по различным предметам: математике, физике, химии, биологии, робототехнике, программированию. Это вызвано тем, что правительства этих стран целенаправленно создают новую образовательную среду, предназначенную для формирования мощного пула национальных научных и инженерных кадров с целью развития собственной инновационной экономики и пресечения оттока перспективной, высокообразованной научной молодёжи в технологически и экономически развитые страны Запада.
Задача, которую поставила перед собой проектная группа Лицея №130, — вывести Лицей в национальные лидеры и сформировать на его базе полигон по отработке современной образовательной практики, отвечающей всем мировым вызовам. Для этого в нашем распоряжении имеются как человеческие, интеллектуальные ресурсы новосибирского Академгородка, города Новосибирска, так и более чем 40-летний опыт развития одного из самых передовых и востребованных образовательных учреждений нашего города.
Проект будет способствовать формированию новой методологии развития территорий на основе создания современных образовательных кластеров в крупных городах-технополисах Российской Федерации, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Томск, Красноярск, Владивосток и др.
Главным признаком Проекта является подход, означающий формирование образовательной среды развития для учащихся, в рамках которой ученики при помощи квалифицированных педагогов и учёных смогут ещё до окончания школы сформировать представление о выборе собственного жизненного пути. Такое представление будет основано на получении собственного опыта, приобретённого в ходе обучения и проектно-исследовательской деятельности.
Лицей предполагает давать учащимся не только глубокие знания в различных научных дисциплинах, но и формировать необходимые исследовательские и проектные компетенции и собственную активную позицию в жизни школы, нашего города, всего общества. Задача лицея — научить школьников практически реализовывать свои навыки, знания, умения, быть максимально полезным обществу и найти своё незаменимое место. Кроме того, ученик должен научиться проявлять как свои лидерские качества, так и умение работать в коллективе.
Для реализации такой задачи Программой развития Лицея №130 предусмотрено создание не только научных лабораторий, но и развитие компетенций лицеистов в таких сферах как Культура, Политика, Социум, Бизнес, Образование, Наука. В результате нового образовательного процесса ученик научится формировать свою активную жизненную позицию, максимально реализовывать себя в жизни современного общества.